В Иордании. Петра.



В Петру - город мертвых, высеченный в скалах древними набатеями, мы приехали утром.
По дороге местные все порывались нас прокатить на лошади, но мы отбились, хоть и с трудом.  Набатейское царство стояло на торговом пути -"дороге благовоний" - и скопило свои богатства, предоставляя услуги проводников по непроходимым,  для не знающих дороги купцов, каньонам. Здесь пересекались торговые пути от Красного моря к Дамаску и от Средиземного моря к Персидскому заливу и Набатейское царство долго оставалась крупным торговым центром. Многие купцы не решались продолжить путь, а оставляли товары здесь в обмен на что-нибудь другое. И местные жители торговали с немалой выгодой для себя.



Узкий каньон служил отличным оборонительным сооружением, а по его стенам был проложен акведук, по которому вода поступала  в город. Каньон бесподобно красивый - вертикальные красные скалы, на которых тут и там вырезаны и наполовину стерты временем изображения ( в одном месте по раздвоенным копытам мы опознали верблюда, которого ведет человек).
Каньон приводит к площади, над которой возвышается Al-Khazneh - грандиозный фасад, вырезанный в красной скале - гробница важного набатейского Короля I в.до н.э.


По множеству ступенек поднимаемся на вершину горы Madhbah. Здесь просто дух захватывает - смотрим на город внизу и горы, возвышающиеся со всех сторон с высоты птичьего полета.

 Особенного расцвета Петра как действующий город достигла при правлении римлян. До сегодняшнего дня сохранились остатки главной торговой улицы  римского города -кардо,  а вот похожий на римский театр на самом деле построен набатейцами, правда под влиянием римлян в I в. н.э. для проведения пышных обрядов похорон.

По 800 ступенькам поднимаемся на гору Ad-Deir  к монастырю. Это сооружение напоминает Al-Khazneh, только оно еще наряднее и больше, правда цвет скалы из которой вырезан монастырь не такой праздничный - не красный, а охристый. В нишах монастыря раньше стояли статуи, в то время как в  Al-Khazneh еще и сейчас виднеются остатки барельефов, и это, видимо, было еще прекраснее. И везде - по всей Петре - в скалах проделаны ниши для захоронений, это все-таки город мертвых. Местами ниши загорожены решетками и мне это напомнило детскую книжку про богатыря, который освобождал узников Змея-Горыныча, которые содержались в таких же скальных нишах за решетками.

Уезжали из Петры и Иордании на машинах, рассчитывая время так, чтобы не опоздать - граница в 20-00 закрывается. Кто не успел- извините. На Израильской земле нас встретили русским "здравствуйте". Как будто домой вернулись.